Внедрение инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Учителя-дефектологи, логопеды, психологи – целая команда. Это очень хорошо, когда есть такие специалисты в учреждении. Но команда будет не укомплектована, если в ней не будет педагога дополнительного образования. Считаю, что в данном вопросе будут являться актуальными программы дополнительного образования (адаптированные), они обусловлены социальным заказом государства, общества, семьи. В большинстве своем, в их основе лежит разработка и реализация специализированной реабилитационной помощи, оказываемой ребенку с ОВЗ, через развитие мелкой моторики. Одно из таких направлений – это лепка из пластичных материалов, в частности, из соленого теста. Она является доступной как по содержанию, так и по приобретению материалов для работы. Техника лепки богата и разнообразна, доступна детям с проблемным здоровьем. Лепка позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально-активной личности. Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. В процессе лепки есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами. Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации. Еще одной специфической особенностью лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполнения фигурки, как 3D, стимулирует детей к игровым действиям с ней. В процессе лепки у детей воспитывается аккуратность, развиваются трудовые навыки.
Вывод: Социализация и адаптация учащихся с ОВЗ через развитие мелкой моторики благополучно происходит и при занятиях лепкой из пластичных материалов, в частности из соленого теста, свойства его как материала ценны с точки зрения коррекционной работы. Работа с ним помогает в решении имеющихся у ребенка проблем.
С наилучшими пожеланиями Шалганова Г.А., педагог дополнительного образования МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО»
Здравствуйте! Согласна с тем, что лепка из солёного теста обладает большим развивающим потенциалом. При грамотном подходе, во время занятий с этим материалом, можно решить ряд коррекционных задач. Удачи в работе!
Лепка из соленого теста очень увлекательное занятие, а также это важный инструмент в развитии мелкой моторики. Интересная , творческая работа.
Добрый день! Действительно, лепка из соленого теста очень увлекательное занятие! В нашей группе дети с ТНР, с удовольствием лепят, уносят домой, настолько им это нравится! Широко используем этот вид лепки в работе с детьми, ведь в процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность, развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи. Спасибо за материал!
Несомненно, дополнительное образование для детей с ОВЗ - это, в первую очередь, приобретение особыми детьми и их родителями прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни наравне и вместе с остальными членами общества. Благодарим за активную позицию!